Билет 19

Шпаргалки

1.Беларусь в первой половине XIX в.: общественно-политическое положение и социально-экономическое развитие

1. Общественно-политическая ситуация в Беларуси была обусловлена ее вхождением в состав Российской империи. Существовали тайные организации, представленные дворянской интеллигенцией и учащейся молодежью. В 1817 г. по инициативе студентов Виленского университета, в том числе А. Мицкевича, было создано Общество филоматов — любителей наук. Его члены ставили перед собой цель совершенствования своих научных знаний и литературно-художественных способностей, содействия всеобщему просвещению и общественной работе на пользу Отчизне, призывали «сохранять отцов своих полезные обычаи…». Среди филоматов был И. Домейко, который после участия в восстании 1830—1831 гг. уехал за границу и оказался в Чили, где за свою научную и просветительскую деятельность был объявлен национальным героем.

В 1820 г. образовалась более массовая организация — Общество филаретов — любителей добродетелей. Вместе с распространением образования в обществе они пропагандировали идеи равенства и свободы, вплоть до ликвидации крепостного права и провозглашения независимости народов. Царское правительство видело опасность в идеях филоматов и филаретов, их деятельность была запрещена.

Деятельность в Беларуси дворянских революционеров-декабристов, предпринявших попытку поднять вооруженное восстание против самодержавия в декабре 1825 г. (отсюда и название «декабристы»), была связана с руководителем Северного общества декабристов Н. Муравьевым, составившим «минский вариант» проекта российской конституции. В 1823 г. по инициативе будущего декабриста С. Муравьева-Апостола, служившего в расквартированном в Бобруйской крепости пехотном полку, был разработан так называемый бобруйский план. Он предусматривал арест царя во время осмотра войск в крепости, однако он не был осуществлен.

Дворянский (шляхетский) этап общественного движения за возрождение Речи Посполитой в границах 1772 г. (до ее первого раздела) был связан с восстанием 1830—1831 гг. в Польше, Литве и Беларуси. Представители его демократического течения добивались расширения восстания на земли бывшего Великого Княжества Литовского. Сознательно поддержали восстание в Беларуси шляхта, учащаяся молодежь, католическое и частично униатское духовенство.

Восстание было подавлено, после чего царское правительство взяло курс на ослабление польского влияния в белорусских губерниях. У шляхты — участников восстания провели конфискацию (принудительно отбирали в собственность государства) поместья. Значительное место в политике правительства занимал «разбор» шляхты. Он представлял собой проверку документов о дворянском происхождении и перевод на этой основе части шляхты в налогооблагаемые сельские и городские сословия. В 1831 г. было отменено действие Статута ВКЛ в Витебской и Могилевской губерниях, а в 1840 г. — в Минской, Гродненской и Виленской губерниях, где вводилось российское законодательство.

2. Социально-экономическое положение характеризовалось наличием фольварочно-барщинной системы хозяйствования и полной личной зависимостью крестьян от помещиков. Вся пригодная для обработки земля помещиков находилась в пользовании крестьян, плативших за это помещику денежный чинш или натуральный оброк. Большая часть крестьян переводилась на барщину — обработку помещичьей земли. В середине XIX в. крестьянским хозяйствам, имевшим надел в одну волоку (мера площади, равная 21,36 га), устанавливалось 12 дней барщины в неделю (по 6 дней мужской и женской). Такие условия труда не вызывали у крестьян материальной заинтересованности.

С целью повышения государственных доходов царское правительство пошло на аграрную реформу, которая была проведена в 1840— 1857 гг. по инициативе министра государственных имуществ графа П.Д. Киселева. Реформа была проведена только среди государственных крестьян, составлявших пятую часть всего белорусского крестьянства. Предусматривалось остановить процесс обеднения крестьянства, увеличить количество крестьянских дворов, способных выполнять повинности и платить налоги в пользу государства, ликвидировать самоволие помещиков, арендовавших государственные имения.

В ходе реформы проводились подробные описания всех государственных усадеб и строгое определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения, прекращение сдачи государственных земель в аренду помещикам, ликвидацию фольварков и постепенный перевод государственных крестьян с барщины на чинш.

Реформа П. Д. Киселева привела к некоторому увеличению наделов государственных крестьян и уменьшению их повинностей. Однако крепостное право продолжало существовать и являлось своеобразным опасным «пороховым складом под государством».

Чтобы ослабить крепостные отношения, в 1844—1857 гг. была проведена инвентарная реформа в помещичьей деревне. Крепостные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика разные повинности, закрепленные в инвентарях — документах, где описывались владения помещиков и определялись размеры крестьянских повинностей. Инвентари составлялись и регулярно пересматривались самими владельцами. Суть инвентарной реформы заключалась в регулировании размеров наделов и крестьянских повинностей, которые закреплялись в обязательных как для крестьян, так и для помещиков инвентарях. Однако реформа вызвала сопротивление помещиков, не желавших нормирования крестьянских повинностей.

В первой половине XIX в. в Беларуси начался промышленный переворот. Происходит переход от ремесленного производства к фабричному, были построены первые суконные фабрики в местечках Хомск и Коссово Гродненской губернии. На этих фабриках применялись паровые двигатели, что считается признаком перехода от ручного к машинному труду.

2. Становление государственного суверенитета Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг.

1. Процесс оформления государственного суверенитета — политической независимости и самостоятельности государства во внутренней и внешней политике, не допускающей иностранного вмешательства, — связан с принятием Декларации о государственном суверенитете БССР 27 июля 1990 г. В ней БССР провозглашалась суверенным государством. Дата принятия этой Декларации являлась Днем Независимости Республики Беларусь (Днем Республики) до референдума 1996 г.

25 августа 1991 г. был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». С этого времени прямое вмешательство союзной власти в деятельность республики прекратилось. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон об изменении названия Белорусской ССР на «Республика Беларусь», а в сокращенном названии — Беларусь. С этого момента новейшей истории Беларуси началось становление суверенного государства.

18 октября 1991 г. был принят Закон «О гражданстве Республики Беларусь». Гражданство — правовая принадлежность лица к государству — стало неотъемлемой частью государственного суверенитета Беларуси. Между девятью республиками СССР велись переговоры о принятии нового Союзного договора. В марте 1991 г. на референдуме — всенародном голосовании — 76,4 % от количества граждан СССР, принимавших участие в голосовании, высказались за сохранение Союза. В БССР за сохранение Союза ССР проголосовало 82,7 % населения.

В условиях неудачных попыток центральной власти разработать новый Союзный договор, который бы сохранил обновленный СССР, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевич объявили на встрече в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г., что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Одновременно состоялось подписание Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), которое представляет собой межправительственную региональную организацию. Достигнутые договоренности получили название Беловежского соглашения.

Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. принял постановление, которое расторгло Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. В состав СНГ вошло 11 стран (бывшие союзные республики, кроме Грузии и трех Прибалтийских республик). Центром СНГ была определена столица Беларуси город Минск.

2. Принятие Конституции и введение института президентской власти. Для преодоления кризиса, связанного с распадом СССР, необходимо было определить модель будущего общественного и политического устройства Республики Беларусь, которая являлась парламентской республикой. Введение в Республике Беларусь в 1994 г. президентской формы правления положило начало новому этапу правового оформления государственного суверенитета. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г., Республика Беларусь была провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством.

Согласно Конституции Верховный Совет Республики Беларусь являлся высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Главой государства и исполнительной власти стал Президент Республики Беларусь. Его полномочия включали важнейшие вопросы жизнедеятельности страны: защиту суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечение политической и экономической стабильности, сохранение прав и свобод граждан.

В 1994 г. состоялись президентские выборы на альтернативной основе, которые стали первыми демократическими выборами в новейшей истории Беларуси. В результате после второго тура первым Президентом Республики Беларусь был избран А. Г. Лукашенко. За него проголосовало 80,3 % избирателей.

Важную роль в процессе правового оформления государственного суверенитета сыграл республиканский референдум, проведенный по инициативе Президента 14 мая 1995 г. Президент получил поддержку граждан по всем четырем вопросам, вынесенным на общенародное обсуждение: о придании русскому языку статуса, равного с белорусским; об установлении новых Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь; об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., позволяющих Президенту досрочно прекратить полномочия Верховного Совета в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

3. Государственная символика Республики Беларусь. Верховный Совет Белорусской ССР 19 сентября 1991 г. в результате голосования утвердил Государственный герб «Погоня» и флаг с бело-красно-белыми горизонтальными полосами. Использование средневековой историко-культурной символики в качестве современной государственно-политической вызвало неоднозначную реакцию среди населения Беларуси. По инициативе Президента Республики Беларусь на республиканский референдум 14 мая 1995 т, был вынесен вопрос: «Поддерживаете ли Вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?». 3,6 млн (75 %) участников референдума высказались за поддержку данного предложения. Были приняты нынешние Государственный герб и Государственный флаг Республики Беларусь.

Ежегодно во второе воскресенье мая в нашей стране отмечается День Государственного флага и Государственного герба. 9 Мая вместе с Государственным флагом поднимается красный флаг — символ Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В 1995 г. были утверждены государственные награды Республики Беларусь, в том числе Положения о звании Героя Беларуси, орденах Отечества, Франциска Скорины. Первым Героем Беларуси стал в 1996 г. военный летчик В. Карват. Ценой собственной жизни он отвел горящий самолет от д. Большое Гатище Барановичского района и спас жизни многих людей.

3. Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие

Характеристика деятельности О. Ю Шмидта

Выдающимся ученым в области математики, геофизики, астрономии и географии является уроженец Могилева Отто Юльевич Шмидт. Он был одним из организаторов и участников освоения Северного морского пути. В 1934 г. возглавлял полярную экспедицию в Арктику на пароходе «Челюскин», который был раздавлен льдами. Через два месяца «челюскинцев», высадившихся на льдину, спасли летчики, которым, как и О. Шмидту, было впервые присвоено звание Героя Советского Союза. О. Шмидт исследовал математические законы выпуска в обращение денежной массы, что было востребовано во время проведения новой экономической политики. Он дал математическое обоснование наличия железных руд на Курской магнитной аномалий, ученый сформулировал новую теорию «холодного» образования Земли и планет из околосолнечного газово-пылевого облака.

Поделиться ссылкой: